Методология структурного проектирования SADT

Дуги могут быть "помещены в тоннель"


Потенциально все дуги на диаграмме, независимо от их содержания, могут быть "помещены в тоннель". Как указано в главе 3, помещение дуги в тоннель является способом скрытия ее источника или приемника. Эти два вида проходящих через тоннель дуг (со скрытыми источниками и приемниками) не проходят "сквозь" границу, определяемую блоком и его дугами. Начало проходящих через тоннель дуг, появляющихся из неизвестного источника, заключено в скобки, что указывает на появление этих дуг из некоторой

Рис. 5-2. Туннельные дуги позволяют спрятать¦ некоторые подробности и показать необходимые детали

другой части модели или непосредственно извне. На диаграмме ЭМЦ/А1 (рис. 5-2) дуга незанятый рабочий имеет начало, выходящее из тоннеля. Поэтому эта дуга не появляется на диаграмме ЭМЦ/АО. Конец входящих в тоннель дуг с неизвестным приемником заключается в скобки для указания, что эти дуги либо идут в другую часть модели, либо непосредственно выходят из модели, либо не рассматриваются более. Например, дуга механизма для блока 2 на диаграмме ЭМЦ/АО имеет входящий в тоннель конец и поэтому не появляется на диаграмме ЭМЦ/А1. Термин "тоннель" является здесь вполне подходящим, поскольку можно представлять себе входящую в тоннель дугу как бы "уходящей под землю".

"Тоннельные" обозначения были введены в SADT после нескольких лет интенсивного использования этой методологии в ряде областей. Опыт показал, что при описании сложных систем требуется большое число дуг для корректного и подробного представления системы. Часто эти дуги могут быть объединены, но иногда важные объекты системы, не показанные ранее на более высоких уровнях иерархии модели, появляются при описании новых деталей. Кроме того, эти детали обычно не столь важны, чтобы их показывать на более высоких уровнях модели. "Тоннельные" обозначения используются для того, чтобы избежать хаотического заполнения нежелательными подробностями диаграмм высокого уровня. Эти обозначения дают возможность управлять появлением необходимых деталей, не запутывая более общие описания родительских диаграмм.
Рис. 5- 2 дает хороший пример использования тоннельных дуг, позволяющих избежать появления нежелательных деталей на верхних уровнях модели. Дуга незанятый рабочий диаграммы ЭМЦ/А1 требуется на уровне блока управлять выполнением задания, но прохождение этой дуги по верхним диаграммам, включая диаграмму изготовить нестандартную деталь, могло бы только запутать их содержание. Так как дуга незанятый рабочий неуместна на диаграмме АО, она помещена в тоннель. Кроме того, "тоннельные" обозначения помогают скрывать сведения, необходимые только для верхних уровней модели. Это минимизирует вероятность загромождения диаграмм-декомпозиций необязательной информацией. Дуги с заключенными в скобки концами выполняют эти задачи, поскольку они не рассматриваются как часть границы при касании ими блока и, следовательно, не переносятся на диаграмму, декомпозирующую этот блок. На рис. 5-2 показано, как за счет помещения дуг механизмов в тоннель удается избежать загромождения декомпозиции диаграммы изготовить нестандартную деталь неинформативными или очевидными дугами механизмов, касающимися всех блоков. Они запутали бы декомпозиции, не добавив никакой новой информации. Это очень сильно тормозило бы дело, поэтому неинформативные дуги скрывают у границы блока.

Рассмотренные примеры свидетельствуют, что помещение дуг в тоннель осуществляется не просто для удобства. Это очень важный способ точной регулировки модели для описания системы. Пролистайте часть VI и вы увидите еще много примеров помещения дуг в тоннели, что существенно упрощает описания систем. Хотя помещение дуг в тоннель может оказаться очень полезным, мы рекомендуем пользоваться этим приемом с максимальной осторожностью. Он легко может стать прикрытием плохого моделирования. Поэтому мы рекомендуем сначала проводить дуги сквозь границы блоков, а затем определять, в каких случаях это снижает качество описания. Только после этого можно помещать дуги в тоннели для улучшения читабельности модели.



Содержание раздела